Развитие слухового внимания
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная
особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Упражнения на развитие слухового внимания
• ОТГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
• СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
• РАЗГОВОР ШЕПОТОМ
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом(например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
• ПОСМОТРИМ, КТО ГОВОРИТ
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
• СЛЫШИМ ЗВОН И ЗНАЕМ, ГДЕ ОН
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Как научить ребенка правильно одеваться
К двум-трем годам маленький человечек становится все более самостоятельным: сам кушает, просится на горшок, пытается не только сам натянуть штанишки или платьице, но и выбрать по своему усмотрению наряд на прогулку. Очередной этап самообслуживания – «я одеваюсь сам» в развитии вашего малыша очень важен, а элементарные, на первый взгляд, действия открывают большие возможности:
• крепнут его руки, совершенствуется мелкая моторика рук
• развивается умение контролировать совершаемое движение сначала визуально, а затем через «мышечное чувство»
• ребенок учится сравнивать свои действия, оценивать их качество, исправлять ошибки
• постепенно устанавливает связь между тем, что он делает, и полученным результатом.
Не пропустите этот благоприятный момент, когда ребенок все хочет делать самостоятельно, когда его привлекают действия и он получает от них удовольствие. Безусловно, взрослые сделают все намного быстрее и лучше, но не получится ли так, что в 2-3 года, когда ребенок заявляет вам: «Я сам», мы ему не позволяем сделать того, за что в 5-6 лет будем упрекать: «Ты уже большой, а ничего не умеешь».
У маленьких детей все действия направлены на результат, а не на качество. Они стаскивают с себя одежду, вывернутую наизнанку, бросают на пол или пытаются, подражая взрослым, повесить комок «чего-то» на стул. Вот тут-то и понадобится ваша помощь – организационная. Запомните, чтобы ваш союз оказался успешным:
• Во-первых, у ребенка должен быть свой стул, где он будет одеваться и раздеваться. Именно стул, потому что многие действия ему легче совершать сидя, а также вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его роста.
• Во-вторых, строго придерживайтесь принципа: раздевание должно готовить одевание, то есть одежда и обувь должны быть разложены и развешаны таким образом, чтобы последующее одевание было максимально облегчено.
• В-третьих, пока малыш не овладеет этими навыками в совершенстве, подберите ему по возможности одежду без сложных застежек и завязок: такую, чтобы легко одевалась, в крайнем случае, с большими пуговицами, на молнии или на липучке.
Чтобы было понятно, подробно опишу процесс снимания и надевания колготок:
• стоя у стульчика, ребенок снимает колготки до колен, держа за резинку
• садится на стульчик, а далее, держась одной рукой за пятку, а другой за носок, (вы, конечно, уже познакомили малыша с деталями одежды и их названиями), поочередно тянет вниз
• кладет с вашей помощью колготки, располагая их резинкой к спинке стула и двумя швами вверх.
Оказывается, стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя вещь в руках), как левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый – у правой. Теперь можно смело всовывать поочередно ноги, ошибки не будет.
А вот порядок действий при снимании и надевании одежды без застежки:
• потянуть вещь за ворот двумя руками, высвобождая голову
• потянуть рукава вниз, сначала с одной руки, затем с другой, стараясь не вывернуть кофточку или платьице наизнанку.
В этом случае помощь взрослых заключается в том, чтобы направлять движения рук и головы при снимании вещи, а затем вместе аккуратно повесить ее на стул.
А когда возникнет желание одеться, можно «влезть» в одежду, не снимая ее со стула(!), просто, наклонившись, просунуть голову в ворот, затем выпрямиться и поочередно просунуть в рукава руки.
Помощь взрослых: придержать подол, помочь ребенку сделать нужное движение руками, чтобы попасть в рукава. Если вещь с застежкой, ее надевают так же, предварительно расстегнув 2-3 верхние пуговицы.
Порядок действий при разувании:
• сесть на стул, поставить ноги в обуви вместе
• с помощью взрослого развязать шнурки или расстегнуть застежку
• разуться и поставить ноги так, чтобы обувь оказалась между ними
• задвинуть обувь под стул.
Если выдвинуть обувь из-под стула одновременно и поставить ее между ногами, маленькие ножки обязательно попадут точно по назначению.
Терпения и удачи вам в освоении новых высот!
И не забывайте, что малыши очень любят играть. Где с веселым стишком, где с помощью любимой игрушки, где в процессе конкурса «какая ножка быстрее и лучше будет обута» вы сможете превратить все в забавную игру и вместе с ребенком от души повеселиться.